Почему в России бензин дороже, чем в США

Почему в России бензин дороже, чем в США

В международном рейтинге сравнительной стоимости бензина в разных странах российское топливо (АИ-95) в этом году дороже американского аналога при пересчете цены по курсу доллара. На первый взгляд это кажется парадоксальным, поскольку Россия добывает нефти не меньше, чем в США, и это с учетом разницы в среднем уровне доходов американцев и наших соотечественников. Но этому факту есть объяснение, которое разделяют эксперты.

Хотя Россия входит в тройку крупнейших производителей нефти в мире, стоимость бензина в нашей стране обычно намного выше, чем у других крупных производителей «черного золота». Кроме того, топливо на отечественных АЗС продолжает существенно дорожать. В конце прошлого года темпы роста платы за АЗС приблизились к двузначной отметке и даже превысили среднероссийский уровень инфляции. А только за январь 2022 года цены на бензин успели прибавить около 1%, а дизтопливо подорожало почти на 2%. Если эта тенденция сохранится, то к концу этого года российским автомобилистам придется платить на 10-12% больше денег за заправку бака своего «железного коня» чем в прошлые новогодние праздники. Тем, кто использует дизель, вообще придется нелегко: топливо для их автомобилей рискует подорожать более чем на 20%.

По словам старшего аналитика Esperio Антона Быкова, с одной стороны, для роста цен на топливо есть фундаментальные причины. Цена сырой нефти на мировых рынках выросла примерно на 40% в прошлом году. Затраты на логистические и транспортные услуги также значительно выросли, что привело к значительному удорожанию всех видов перерабатываемой продукции «черного золота». В этом году растут и цены на нефть: с начала января баррель подорожал примерно на 20%.

При этом основной причиной роста цен на бензин в России, по мнению директора Фонда развития энергетики Сергея Пикина, остаются слишком высокие налоги, которые сильно влияют на конечные цены. Фискальная составляющая в стоимости розничных моторных топлив в нашей стране составляет примерно 70%, это специальные налоги и другие платежи, которые должны платить сырьевые компании. Кроме того, налоги не ограничиваются сборами непосредственно от продажи бензина: нефтяные компании также платят НДПИ, НДФЛ и делают другие отчисления в бюджет, что увеличивает конечную стоимость топлива.

Дополнительным фактором ускорения розничных цен на бензин являются миллиардные инвестиции в геологоразведку, бурение и строительство инфраструктуры в труднодоступных районах Восточной Сибири и Крайнего Севера. Только поставка оборудования и других технологических сооружений, необходимых для разработки месторождений и последующей промышленной эксплуатации скважин, может покрыть до половины инвестиций каждого проекта.

Между тем в США общая налоговая нагрузка на стоимость бензина не превышает 20%. Стоит отметить, что отношение к рынку топлива в США гораздо мягче, чем у нас: там он отнюдь не является «кормильцем» всей экономики. И американцам приходится закупать значительные объемы топлива за границей. Хотя США также являются одним из крупнейших производителей нефти в мире, собственные производственные мощности страны в настоящее время способны удовлетворить только половину потребностей страны в топливе. Вашингтон поставил перед собой цель увеличить этот показатель до 65-70%. Даже во время пандемии добыча полезных ископаемых в США получила от государства транши масштабного развития. В свою очередь, разработка месторождений, особенно расположенные на сланцевых породах, обошлись американским разработчикам намного дешевле, чем российские горнодобывающие компании. Все вышеперечисленные обстоятельства позволяют существенно ослабить давление на розничный сегмент топливного рынка США. Отсюда такая же прибыль получается и в цене литра бензина, которую устанавливают международные рейтинги.

«Даже несмотря на сложнейшие условия работы, российский топливный рынок остается более зависимым от налоговой нагрузки. Государство не намерено снижать налоги и не собирается снижать цены на бензин, а лишь пытается удержать стоимость топлива в инфляционных рамках, что, как показывает практика, не всегда возможно, указывает Пикин. «Однако нельзя забывать, что рост транспортных расходов, в том числе из-за роста цен на топливо, становится дополнительной причиной ускорения всех потребительских цен».

Источник: newsland.com

Оцените статью
Добавить комментарий